Генератор – электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую.
Электрический двигатель – электрическая машина, осуществляющая преобразование электрической энергии в механическую.
Электромашинный усилитель – электрическая машина, работающая в режиме генератора и усиливающая мощность электрических сигналов.
Синхронный компенсатор – электрическая машина, используемая для повышения коэффициента мощности электрических установок.
Трансформатор – статический электромагнитный аппарат, предназначенный для преобразования одной (первичной) системы переменного тока в другую (вторичную) систему переменного тока, имеющую другие характеристики.
Холостой ход трансформатора – режим работы трансформатора при разомкнутой вторичной обмотке.
Обратимость – свойство электрических машин преобразовывать механическую энергию в электрическую и наоборот, т.е. работать как в качестве генератора, так и качестве двигателя.
Обмотка якоря машины постоянного тока – замкнутая система проводников, определенным образом уложенных на сердечнике якоря и присоединенных к коллектору.
Полюсное деление – часть поверхности якоря, приходящаяся на один полюс:
Х = пD / 2p,
где Х – полюсное деление, D – диаметр якоря, 2p – число главных полюсов в машине.
Номинальный режим работы электромашины – режим работы электрической машины, для которого машина предназначена и при котором она должна нормально работать в течение всего срока службы.
Синхронная электрическая машина – бесколлекторная машина переменного тока, в которой скорость вращения ротора находится в строго постоянном отношении к частоте сети переменного тока.
Асинхронная машина – машина переменного тока, в которой скорость вращения ротора зависит от частоты приложенного напряжения и от величины нагрузки (противодействующего момента на валу).
Скольжение – разность скоростей ротора и вращающегося поля статора.
Индукционный регулятор – заторможенный асинхронный двигатель с контактными кольцами.
Фазорегулятор – асинхронная трехфазная машина с контактными кольцами, заторможенная специальным поворотным устройством (обычно червячной передачей).
Статор — неподвижная часть машины.
Ротор — вращающаяся часть машины.
Скорость скольжения — разность скоростей вращения магнитного поля (синхронной скорости) и вращения ротора двигателя.
Механическая характеристика двигателя — зависимость между вращающимся моментом и скольжением.
Коэффициент мощности («косинус фи») цепи — отношение активной мощности к полной мощности.
Фазные обмотки (фазы генератора) — три обмотки на статоре генератора переменного тока, сдвинутые в пространстве на 120о, используемые для получения трехфазного тока.
Соединение звездой — такое соединение фазных обмоток генератора или потребителя, при котором концы обмоток соединены в одну общую точку, а начала обмоток присоединены к линейным проводам.
Соединение треугольником — соединение, выполненное таким образом, чтобы конец фазы А (одна из вершин треугольника) был соединен с началом фазы В (другая вершина), конец фазы В соединен с началом фазы С (третья вершина) и конец фазы С соединен с началом фазы А. К местам соединения фаз присоединяют линейные провода.
Двигатель с фазным ротором (двигатель с контактными кольцами) — двигатель, концы фазных обмоток ротора которого прикреплены к трем медным кольцам, укрепленным на валу ротора и изолированным как между собой, так и от стального сердечника ротора.